Начало карьеры

Резюме: как, кому и зачем?

Выясняем у представителей индустрии

Центр креативных вакансий Yesjob.ru

Помогаем получить работу в творческих индустриях. Многие студии нашли с помощью Yesjob.ru талантливых профессионалов, а творческие специалисты — хорошую работу.

Как устроиться в компанию мечты, стать успешным, развиваться и расти — читайте в наших публикациях.
Существует множество мнений о том, нужно ли к качественному портфолио прикладывать резюме с подробным описанием своего личного и профессионального опыта, что должно включать в себя CV и чего стоит избегать при описании бесконечного списка достоинств и достижений. Мы посоветовались с коллегами из индустрии, чтобы ответить на эти и другие вопросы.

Проанализируйте вашу ЦА

Это первое, к чему мы пришли в ходе долгих разговоров и обсуждений. Креативный директор рекламного агентства и HR-менеджер гигантской корпорации зачастую придерживаются разных мнений относительно необходимости и формата резюме.
«И это абсолютно нормально, так как HR-менеджер проводит предварительный отбор, прежде чем креативный директор получает кандидата, которого он в дальнейшем оценивает по своим параметрам».


Юлия Когай
HR-менеджер Instinct
Если вы отправляете запрос напрямую креативному или арт-директору, то достойного портфолио и нескольких строк в теле письма может быть более, чем достаточно. Но если вы пишете менеджеру по персоналу, прикладывайте резюме - так надо.

«Ни разу не видел использование резюме в компаниях, в которых я работал. Портфолио должно говорить само за себя. Портфолио, личная встреча, тестовое задание — вот и все, что нужно для найма».

Алексей Иваноский
Арт-директор W-O-S
Также многое зависит от специфики конкретной индустрии.

«Я резюме открываю редко, особенно у иллюстраторов. Портфолио в этой профессии — самое главное. Оно, кстати, расскажет и о способе мыслить, и о характере, а с историями в томах, кто как нашел свой творческий язык, протирая штаны в университетах или в саду под яблоней — к друзьям и психотерапевтам».

Наталья Климчук
Co-founder Bang Bang Studio
Не факт, что ваше письмо попадет напрямую к креативному директору, поэтому предположим, что резюме вам все-таки пригодится.

Что точно должно быть в резюме:

Фамилия, имя, возраст, место жительства (город)

«Это базовая информация, которая должна быть в шапке любого резюме, включая контакты. Про имейлы типа pupsik@mailname.ru я не буду упоминать».


Юлия Когай
HR-менеджер Instinct

Образование


Иван Васин
Арт-директор дизайн-бюро «Щука» и The Prime Russian Mаgazine
«Если вы - начинающий специалист, и ваше имя не говорит само за себя, нужно указать, у кого вы учились (в широком смысле). Работодателю важно видеть не наименования учебных заведений, а имена преподавателей/мастеров, не названия студий и агентств, а имена арт-директоров, с которыми вы работали. Возможно, работодатель позвонит или напишет вашему наставнику, чтобы узнать о вас больше. Таким образом вы получаете шанс на рекомендацию».

Опыт работы

Не стоит указывать абсолютно ВСЕ проекты, к которым вы имели отношение за последние 15 лет. Пишите о самом главном и стоящем.

Поясните, что именно вы делали в каждом проекте/компании. Долой стандартные фразы: «руководил», «реализовал», «разработал». Если вы создали визуальный ряд с нуля – так и укажите. Если вам при этом подчинялась группа дизайнеров – класс, сообщите прямым текстом. Если же ваш вклад в проект ограничился первой встречей с клиентом, может, вообще не стоит о нем писать?

Иногда в творческой индустрии важным фактором может стать не столько «где», сколько «для кого». Если в вашем послужном списки есть проекты для клиентов с громким именем, не забудьте упомянуть эти имена в резюме.

Владение специальными программами

Даже не пытайтесь лукавить относительно ваших сугубо профессиональных навыков. Задумайтесь о формулировках и попытайтесь отразить максимально приближенную к реальности действительность.

«Уверенный пользователь Photoshop» звучит как «уверенный пользователь лопатой». Работали с Photoshop всю сознательную жизнь – так и напишите, открывали его несколько раз по необходимости – не стоит указывать, что вы «уверенный пользователь».

Знание иностранных языков

Посмотрим в глаза современным реалиям – вы должны знать английский хотя бы на самом базовом уровне. Но не стоит отчаиваться, если это не так – каждое правило имеет свое исключение. Напишите, как есть.

Don'ts. Просто не делайте так

«Стрессоустойчивый коммуникабельный командный игрок»

«Не надо всех этих бесконечных "ответственный, коммуникабельный, командный игрок" — всех этих пустых слов. Никогда бы не взял на работу человека с таким в резюме — это значит, что для него ярлыки важнее самих вещей».
Алексей Ивановский
Арт-директор W-O-S
«Я бы очень рекомендовала молодым креативщикам не тратить место в резюме на подробный рассказ о том, какими личными качествами они обладают («трудоспособный, позитивный, общительный» и т.д.). Лучше постараться продемонстрировать самые релевантные из них на первой встрече».
Марина Швоева
HR-директор BBDO

Ошибки в тексте


Вера Одынь
Co-founder бюро FORM
«В резюме не должно быть орфографических ошибок. Находишь их и ставишь на человеке крест. Если соискатель столь небрежно относится к собственному резюме, то как он будет относиться к работе?! Также стоит обратить внимание на шрифт и аккуратность верстки. Если резюме сверстано тяп-ляп, это оставляет плохое впечатление на подсознательном уровне».

Сверхподробности


Марина Швоева
HR-директор BBDO
«Очень утомляют длинные резюме с указанием всех перипетий карьеры соискателя. Еще не стоит подробно описывать причины ухода из предыдущего агентства: лишняя трата места в резюме и времени кандидата. О них достаточно рассказать при возникновении необходимости на встрече. К тому же наш рынок очень мал и, как правило, эти причины известны хорошему сотруднику HR еще до встречи с кандидатом, и если они негативны, то и встречи в таком случае обычно не бывает».

А теперь о формате

По данному вопросу практически все наши коллеги сходятся во мнении, что самый удобный из традиционных форматов – это PDF. Также при возможности советуем вставлять резюме в портфолио, чтобы избавить людей от необходимости открывать два разных файла.
Тем не менее, вернемся к началу повествования - все зависит от профессиональной области и того, кто принимает решение.

«Я сторонник того, чтобы портфолио отображалось сразу в письме, не было ссылок на сайты, блоги, не было файлов, которые нужно было открывать, скачивать или (шик!) разархивировать».

Наталья Климчук, Co-founder Bang Bang Studio
Для тех, кто не хочет ограничиваться традиционными формами, мы также подготовили список из 6 полезных сервисов для создания красивых и неординарных резюме (материал с say-hi.me):

Tilda Publishing

A screenshot from tilda.cc
Tilda Publishingплатформа, ориентированная на публикацию контент-ориентированных проектов. Загрузи фотографию, укажи наиболее значимые факты биографии, профессиональные достижения, добавь отзывы предыдущих работодателей, жизненное кредо, приложи примеры лучших работ, не забудь про ссылки на профили в социальных сетях — вот и готова история, способная увлечь работодателя. Полная картина о соискателе на одной странице, поданная в эффектном и приятном для восприятия формате: работодатель оценит экономию его драгоценного времени.

Устроена Tilda очень просто: в основе принцип блоков, каждый из которых гармоничен, что позволяет сосредоточиться на содержании — о хорошем дизайне подумали создатели платформы. Чтобы создать и опубликовать страничку, достаточно базового бесплатного аккаунта.
2
A screenshot from vizualize.me
Создатели Vizualize решили покончить со скучными списками прошлых мест работы и описаниями качеств кандидатов. Для этого они создали сайт, позволяющий превратить резюме в яркую, занимательную и неповторимую инфографику. Всё, что нужно для её создания, — профайл в LinkedIn, который автоматически трансформируется в инфографику по выбранному шаблону. Кроме LinkedIn, информацию можно импортировать из Twitter, Facebook и даже Foursquare. У сервиса есть несколько конкурентов, которые работают по такому же принципу, например, Vizify, Re, Kinzaa. Отличаются они друг от друга в основном стилями оформления. У Kinzaa он довольно сдержанный и топорный, у Re — строгий и графичный, у Vizify — выполнен в виде подробных визуальных инструкций.
3
A screenshot from pathbrite.com
Создатели Pathbrite в первую очередь ориентировались на людей, которые ищут работу первый раз в жизни, то есть на студентов. Обычно резюме подразумевает перечисление мест предыдущей работы — непонятно, что делать тем, у кого вообще нет опыта, но есть необходимая квалификация. Сервис позволяет рассказать о своих умениях в форме постоянно обновляющегося коллажа.

Персональная страница на Pathbrite — это визуальная история приобретения знаний и опыта, фиксирующая личные достижения соискателя. На ней можно публиковать грамоты и сертификаты о прохождении онлайн-курсов, фотографии, видеозаписи, эссе, примеры студенческих работ — всё, что позволяет составить представление об особенностях и творческом потенциале соискателя. Безусловно, возможности сервиса выходят за рамки студенческой аудитории. Страница на Pathbrite может стать отличным дополнением к стандартному резюме, заменив надоевшее перечисление личных качеств кандидата.
4
A screenshot from resumup.com
ResumUP — разработка питерских стартаперов. Сервис, во-первых, обладает функционалом Vizualize, то есть даёт возможность создавать резюме в форме инфографики. Но, в отличие от Vizualize, он позволяет сохранять получившееся резюме в формате PDF, а также даёт возможность построить график карьерного роста. Для этого нужно сообщить сервису, какую должность соискатель занимает сейчас и к какой стремится в будущем. Сервис сам заполняет необходимые промежуточные этапы и предлагает свободные на данный момент вакансии. Они добавляются либо в прямом режиме от работодателей, либо через агрегатор-парсер с сайта Careerjet. В-третьих, ResumUP помогает найти людей, которые могут оказаться полезными на этом пути. Это происходит благодаря анализу контактов пользователя в Facebook и LinkedIn.
5
A screenshot from zerply.com
Zerply — это социальная сеть для профессионалов, призванная заменить морально устаревший LinkedIn. На площадке сервиса можно создать страницу с онлайн-резюме и найти других людей, работающих в вашей сфере. Основу для профайла можно импортировать из Facebook и LinkedIn или заполнить самостоятельно. Затем нужно выбрать понравившийся шаблон оформления, а всю остальную работу Zerply сделает сам.

Лёгкий в использовании, приятный на вид сервис позволяет опубликовать примеры своих работ — функция, очевидно позаимствованная у Behance. Благодаря этому соцсеть должна понравиться представителям творческих профессий — дизайнерам и разработчикам. Создатели Zerply особенно гордятся возможностью сервиса находить для пользователей полезные рабочие контакты с помощью удобного поиска по тегам. Также Zerply сотрудничает со многими известными компаниями, которым помогает находить сотрудников среди пользователей сети.
6
A screenshot from cvmkr.com
Онлайн-резюме, инфографика и новые профессиональные соцсети — это приятные дополнения к классическому формату резюме, которое всё-таки необходимо иметь под рукой на всякий случай. Хорошие примеры для таких резюме можно найти в библиотеке шаблонов Google. Но ещё удобнее воспользоваться сервисом, который сам встраивает информацию об образовании, местах работы и навыках в выбранный шаблон.

Так, на сайте CVmaker есть шесть бесплатных классических шаблонов. Здесь всё строго, традиционно и минималистично. И главное, есть адаптация для русского языка. Резюме доступно для сохранения в трех форматах: PDF, HTML и txt. Если сам принцип работы сервиса вам нравится, а сами шаблоны — нет, можно поэкспериментировать с его аналогами ­­— Jobspice и Spongresume.

Подведем итог

Во-первых, думайте о том, для кого вы создаете свое резюме. Поставьте себя на место вашего потенциального работодателя и постарайтесь представить, захотели бы вы взять себя на работу или нет.

Во-вторых, не забудьте указать действительно важные факты, но при этом не перегрузите резюме лишней информацией.

И, наконец, озадачьтесь максимально релевантному ситуации формату CV и отправляйте его адресату.

Марина Швоева
HR-директор BBDO
«Мне кажется, что если кандидат будет исходить из рекомендации «Хорошее резюме – 1 страница», то он не допустит или почти не допустит ошибок в резюме: не останется возможности для размещения лишних подробностей, достижений сомнительного масштаба, подробного списка положительных качеств, длинного описания всего того, чем приходилось заниматься и бесконечно долгого списка рекомендателей. Только главное, только самое важное и основное».
«Я также поддерживаю рекомендацию по одностраничному формату резюме. Но это не значит, что на одной странице нужно уложить сплошной текст 9-м кеглем или, наоборот, две строчки с тройным интервалом между ними. На мой взгляд, это не лишняя демонстрация способности емко и структурно излагать свои мысли».

Юлия Когай
HR-менеджер Instinct

Читайте также:

Редактор — Ксения Степанова
Дизайнер — Ира Смирнова

A FNKPNK production