Начало карьеры

Показать портфолио
и не облажаться

Чтобы узнать, что работает, а что – нет, когда дело доходит до выгрузки работ в сеть, мы взяли практические советы главного дизайнера Behance.net Матиаса Кореа и попросили успешных российских дизайнеров прокомментировать их с учетом специфики российской индустрии

Yesjob Review: блог
о работе в творческих индустриях

Центр креативных вакансий Yesjob на протяжении долгого времени успешно помогает молодым специалистам получить работу в творческих индустриях. Очередным этапом развития проекта стал этот блог. В нем вы найдете информацию о том, как устроиться в компанию мечты, стать успешным сотрудником, развиваться и расти в рамках профессии.

Матиас Кореа

Chief of Design, Behance.net

Матиас регулярно входит в состав жюри различных конкурсов, отвечает за поиск новых талантов и руководит дизайн-исследованиями Behance. Это обеспечивает ему возможность регулярно просматривать тысячи креативных онлайн-портфолио.

Оглянитесь назад и подумайте о ваших лучших работах

Не жалейте времени на то, чтобы взглянуть на все ваши работы
и выбрать самые подходящие для портфолио.

«Мой наставник советовал мне всегда показывать только те работы, которые я хотел бы делать
в будущем. Показывай только те проекты, которыми ты можешь гордиться, которые выглядят лучше других и в которых использованы лучшие материалы».

Матиас Кореа
Behance.net
«Совершенно согласен. К сожалению, у арт-директоров и креативных директоров нет много времени, чтобы серфить по просторам Behance. Порой количество присылаемых ссылок на портфолио достигает нескольких десятков в день. Первый контакт с портфолио дизайнера очень короткий. Поэтому очень важно не выставлять напоказ работы, которые заметно слабее ваших проектов-супербоевиков. Лучше меньше, но больше».

Родион Арсеньев
Red Keds
Выберете как минимум 5 проектов, чтобы показать разнообразие работ, но отнеситесь к этому процессу вдумчиво. Помните, всегда лучше иметь портфолио с 5 блестящими проектами, чем с дюжиной, где некоторые из них просто ОК. Качество вашего портфолио определяется уровнем самой слабой работы в нем.
«Старайтесь большее внимание уделить не словам, а их подтвержде-нию на деле. Многие соискатели пишут большие и красивые письма, 
в которых они описывают свой высокий уровень и соответствие требованиям вакансии, но работодатель смотрит на портфолио. Поэтому адекватно оценивайте уровень качества ваших работ. Если за какие-то работы вам стыдно или есть оправдание, почему не получилось сделать лучше, не добавляйте такие работы в портфолио, показывайте только самое лучшее».


Влад Ермолаев
Ermolaev Bureau
«Всегда показывайте только те работы, которые вы хотели бы делать в будущем»
«Первый пункт действительно самый важный — иногда одна слабая работа в портфолио может полностью испортить впечатление
обо всем портфеле. Нам приходит очень много портфолио (из них много ссылок на Behance), и только малая часть сформирована правильным образом: всегда важно показать не много, но самые сильные работы».


Даниил Сергеев
Firma

Используйте цепляющие картинки
и поделитесь своей предысторией

Теперь, когда работа, которую вы хотите показать, отредактирована, займитесь мельчайшими деталями каждого проекта и подумайте, как вы хотите его представить.

«Начните с короткого абзаца с описанием проекта. Добавьте заголовок, который задаст вектор и объяснит, в чем его суть. Ваша задача – не перегружать текст. Одного взгляда на него должно быть достаточно, чтобы понять, о чем речь.

Заголовок, описание проекта и первое изображение должны быть достаточно цепляющими, чтобы люди захотели посмотреть на весь проект».

Матиас Кореа
Behance.net
1818 Magazine by Stephanie Toole
Посетители вашего сайта хотят увидеть историю, которая стоит за проделанной работой, поэтому продумайте, как отразить процесс – от первоначального концепта и первых набросков до финального продукта.

Возьмите за правило сначала демонстрировать проект целиком, постепенно открывая каждый этап. Это нужно для того, чтобы показать последовательность вашей работы. Стилизованная фотография может быть хорошим подходом к этому вопросу, но только до тех пор, пока она не отвлекает от самой работы.
NOVUM 11/11 by Paperlux
«Могу добавить про внимание к деталям. В первую очередь, старайтесь не допускать ошибок и опечаток. В крайнем случае, можно отдать текст на проверку грамотному другу или корректору. Такой соискатель сразу получает преимущество за использование внешних ресурсов для решения задач. Также необходимо внимательно отнестись к верстке резюме: иногда внешний вид CV может сообщить больше, чем яркое портфолио».

Мария Петрова
BBDO Branding
Written Portraits by Van Wanten Etcetera
«Оформление портфолио не менее важно, чем содержащиеся в нем работы. То, как вы подаете свои работы и как оформляете ваше портфолио - тоже дизайн. Казалось бы, это простые и очевидные вещи, но, как ни странно, мы часто получаем портфолио, которые абсолютно не соответствуют описанию вакансии».

Влад Ермолаев
Ermolaev Buraeu
Когда вы решили, как собрать и описать ваш проект, сфокусируйтесь
на поиске идеальных картинок, чтобы показать работу. Начать можно
с изображения обложки проекта. 

«Если вы используете обложки для создания галереи работ, важно сделать их авторскими. Ваша обложка не должна дублировать изображения, используемые в проекте. Вы можете создать шаблон дизайна обложки, если этого требует проект. Например, возможно, вы захотите показать только текст. Унифицируйте ваши обложки настолько, насколько это возможно».

Матиас Кореа
Behance.net
«Вынужден отметить, что этот совет сформулирован не достаточно точно. Большинство клиентов – не дизайнеры и не мыслят категориями дизайна. Общаться с ними на языке дизайна можно, но это неэффективно. Например, любой наш проект я сопровождаю тремя небольшими абзацами с текстом, отвечающим на вопросы:
1. Какую задачу поставил перед нами клиент (или как мы сами ее сформулировали)?
2. Как мы решили эту задачу?
3. Каков итог нашей работы? 
Эта простая причинно-следственная связь понятна любому человеку: и дизайнеру, и финансисту, и музыканту, и кому угодно».


Роман Крихели
PROEKT AGENCY

Не переусердствуйте с дизайном сайта. Пусть ваша работа будет в центре внимания

Вы должны стремиться к созданию максимально простого сайта, когда работаете над портфолио. Фокусом должен стать контент, а не отвлекающий от него дизайн.

«Сайт – это проводник, который помогает людям добраться до вашей работы. Не стоит делать его слишком вызывающим и нешаблонным – это усложнит процесс получения нужной информации.

Это не значит, что я сторонник минимализма в дизайне – это вопрос создания визуальной среды, необходимой для того, чтобы продемонстрировать ваши работы наиболее эффективным способом.

Простота интерфейса и визуального дизайна сайта вытолкнут ваши работы "на поверхность" - туда, где они должны находиться».

Матиас Кореа
Behance.net
«Когда-то давно я участвовал в тендере на разработку логотипа премии для сайтов (аналог awwwards). В процессе работы над знаком я осознал одну очень важную вещь: этот символ никак не должен выглядеть. Я имею в виду все эти лавровые веники, блеск, геральдика
и другие свистелки — все это лишнее. Ведь в такой айдентике важна
не сама премия, а работы, которые ее получают. Именно поэтому логотип должен быть очень скромным.

То же самое с оформлением сайта портфолио. Ваши работы — это главное, что есть на сайте. Все остальное будет только мешать. Будьте скромны. Уважайте время зрителя, ведь он пришел смотреть не ваш сайт, а ваши работы».

Родион Арсеньев
Red Keds
«Галерея работ и страница с контактами? Это прекрасное онлайн-портфолио»
Что касается кастомизации, Матиас советует быть проще – выбрать один шрифт и соблюдать последовательность. «Использование одного шрифта сделает вашу жизнь проще. Выберете цвет для каждой ссылки, который не будет изменяться в разных разделах сайта».
«Минимализм, аскетичные шрифты, чистота подачи материала, отсутствие мешающего «дизайна» на сайте – это все отлично. Но посмотрев правде в глаза, все это дизайнер делает для себя и таких же фанатов как он. И это правильно, так и надо. Так как внутри у каждого дизайнера должно быть ощущение, что он все сделал как надо и честен сам с собой.

Нужно понимать, что для клиента важнее не то, какие засечки у вас в шрифте, а то, с какими клиентами вы уже успели поработать. Клиент выбирает именно так. Если вы сделали три фирстиля для трех банков, то, скорее всего, вы сделаете еще пяток в ближайшем году. Или, если вы оформили пару выставок, то к вам придут еще с подобными заказами.

Однако, если вы использовали в нескольких проектах рубленные шрифты и черно-белые фото, то вряд ли новый клиент попросит оформить его проект также. Думаю, вы поняли мысль. Разместите
на сайте список ваших клиентов и постарайтесь, чтобы в нем была логика (ниша). Это сработает».



Роман Крихели
PROEKT AGENCY

Опишите вашу биографию таким образом, чтобы она отражала уникальность рабочего процесса и раскрывала вашу точку зрения

Поделитесь вашей точкой зрения. Как у любого творческого человека, у вас есть собственное видение вашей индустрии и креативного мира в целом. Добавьте к вашей биографии ваши личные творческие приоритеты или миссию.

Создайте неповторимую историю. Расскажите предысторию развития вашего подхода. Возможно, у вас был интересный опыт в детстве или в самом начале вашей карьеры, который дал толчок в профессии или определил направление вашего творчества?
Обоснуйте ваш опыт с помощью контактов с внешним миром. Придайте вашей биографии убедительность с помощью деталей, которые демонстрируют вашу связь с индустрией. Это могут быть известные клиенты или публикации.

Будьте доступными. Добавьте к вашей истории немного личных мелочей. Может быть у вас есть хобби или интересы, которые вас вдохновляют? Расскажите о том, что вас будоражит. Это поможет сделать вашу биографию открытой и найти отклик у других людей.
«В целом верно, хотя местами слишком наивно, очень по-европейски. Сразу представляется великовозрастный студент творческой индустрии, который всю жизнь учился то тут, то там и к 30-ти так и не понял, что именно он хочет делать. В автобиографии он указывает, что катается на лонгборде и фотографирует на пленку... В принципе, ОК, but who cares, как говорят англичане. А если по делу, то чтобы «купили» именно вас, необходимо выделиться, быть не таким как все, особенным. Но, главное, не увлекайтесь: вы должны выглядеть убедительным и искренним».

Роман Крихели
PROEKT AGENCY
«Признаюсь честно, ни разу в жизни не читал биографии на сайте. Если говорить о том, поможет ли вам это в поиске работы, то сразу скажу — нет. Спросить о вашей большой идее, взглядах на мир дизайна и коммуникаций я смогу на собеседовании. Читать на сайте лично я не буду. Хотя, лишним не будет, пожалуй».


Родион Арсеньев
Red Keds

Добавьте отличительные элементы (например, награды или блог), чтобы расширить контекст своей работы

Теперь, когда вы собрали все необходимое, подумайте об отличительных чертах, которые вы можете включить в портфолио и которые дадут вам дополнительные преимущества.
Не забудьте упомянуть ваши награды. Расскажите об упомина-ниях в прессе и своих наградах, если такие есть.

Оставьте место для контактов. Если вы ищете фриланс или работу по контракту, подумайте об использовании формы с контактами на вашем сайте. Формы от Wufoo или JotForm позволяют кастомизировать поля. Вы сможете запрашивать ту информацию, которая необходима, например, бюджет или тайминг.
Создайте возможность делиться материалом. Добавляя кнопки, которые позволяют опубликовать вашу работу в социальных сетях (Twitter, Facebook, Google + и т.п.), вы обеспечиваете приток аудитории. Каждый раз, добавляя новый проект, выкладывайте его в социальные сети. Это поможет привлечь внимание не только к новым проектам, но и к портфолио в целом.

Не забудьте оставить место для блога. Если у вас есть блог, который вы постоянно обновляете и который показывает, в какой сфере вы работаете, а также рассказывает больше о вас, включите его в ваше портфолио. Матиас советует: «Блог должен добавить что-то к вашему сайту, в противном случае забудьте про него. Никакого хаоса».

Поддерживайте актуальность

Помните, что ваша работа не заканчивается созданием убийственного портфолио. Вам также придется постоянно его обновлять.
Лучшие портфолио никогда не остаются статичными. Как только вы закончили работу над новым проектом, убедитесь, что вы обновили портфолио, но не забывайте сохранять целостность и следить за каждым штрихом.

«Опять же, все зависит о того, зачем вам портфолио нужно. Если вы хотите, чтобы у вас были постоянные зрители, то вам действительно потребуется регулярно создавать новые выпуски вашей восхитительной телепередачи. А если вы ищете работу, то лучше под каждую попытку собирать такое портфолио, которое поможет решить задачу».

Родион Арсеньев
Red Keds

Подводим итог

Общий вывод

«В этой статье нет ничего про подготовку портфолио для поиска определенной должности. Я нередко сталкивался с такой проблемой. Допустим, специалист хочет работать дизайнером интерактивных проектов. Открываешь портфолио, а там айдентика, леттеринг, фотографии (!). А работы в нужной области находятся в самом конце. При этом, работы могут быть очень сильными. Однако работодатель может до них и не добраться... 

Очень важно готовить портфолио, руководствуясь задачами. Если вы организуете персональную выставку, вы вольны делать что угодно.
Если же портфолио — это ваша попытка попробовать себя в лучших агентствах, стоит подумать о том, кто, как, где и сколько времени сможет уделить его просмотру.

Еще одна вещь, которая нас с коллегами часто раздражает — это работы, которые принадлежат сразу нескольким пользователям, но в описании проекта не указано, кто чем занимался. Пожалуйста, никогда так не делайте. Очень прошу.

В оформлении портфолио, как и в любом другом виде презентационных материалов, важна, прежде всего, забота о том, кто будет его смотреть. Просто представьте себя на месте зрителя: кто он,
зачем он смотрит ваши работы, что он ищет. Тогда здравый смысл, внимательность и уважение к этому человек помогут вам сделать лучшее портфолио в свой жизни».


Родион Арсеньев
Red Keds
«Если есть место, в котором вы очень хотите работать, не поленитесь и подготовьте портфолио специально для этого агентства. Важно не количество работ, а их качество и соответствие требованиям, описанным в вакансии. Не пытайтесь показать все и сразу. К примеру, если работодатель указывает в вакансии, что ему нужен графический дизайнер для работы над созданием айдентики, не стоит присылать фотографии холстов с натюрмортами, расписанные маслом».

Влад Ермолаев
Ermolaev Bureau
«Я бы сказал, что автор смотрит на портфолио только с одной точки зрения - с дизайнерской. Такое ощущение, что в качестве работодателей таргетируются исключительно дизайнеры и арт-директора. Такой взгляд мне кажется однобоким. Да, с точки зрения эстетики, портфолио должно быть безупречным, но при этом оно должно сообщать целевой аудитории ясные ответы на следующие вопросы: зачем я сделал эту работу? Для кого я сделал эту работу? Почему сделал именно так? Каков результат? Всем нравятся четенькие пацаны и девчата».

Роман Крихели
PROEKT AGENCY
Советы Матиаcа Кореа взяты с 99u.com
Редактор — Ксения Степанова  
Дизайнер — Наташа Савичева

FNKPNK production